Легенды о растениях

    В древности народная медицина была тесно связана с колдовством и магией, считалось, что человек заболевает от «злых духов», а болезнь есть злое существо, которое может быть изгнано и перенесено на других. В то же время верили и в то, что человек тесно связан с природой и от нее зависит его здоровье. Поэтому для лечения использовали ее дары – лекарственные растения.

    Большое значение придавалось времени сбора растений: «…Лучшим временем для сбора считались дни прибывания Луны. Хорошо, когда растения собирают невинные дети, чистые, нарядно одетые…» (Чжуд-ши, том IV. Дополнительная тантра).

    На Руси сбор трав приурочивался ко дню Аграфены-купальницы, в дни летнего солнцестояния по старому стилю – 23 июня (6 июля по новому стилю).

    Временем сбора волшебных растений считался день Ивана Купалы (7 июля). По народному поверью, собранные в этот день травы обладали особой целительной силой, поэтому люди старались набрать как можно больше цветов и трав, чтобы затем освятить их в церкви. Как лекарственное сырье заготавливали иван-да-марью, золототысячник, зверобой, мокрицу, аир, колосья ржи и т. д. Накануне Ивана Купала траву трипутник (подорожник) клали под голову на ночь со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого» и надевали на голову венок из чернобыльника (полыни обыкновенной).

    Считалось, что травы, срываемые на Купалу, в присутствии плакун-травы усиливали свои волшебные свойства: «А без той травы никакой травы не рвать, потому что от них помощи не будет». При этом подчеркивалось бережное, уважительное отношение к траве как носительнице целебной силы: нужно, «чтобы траве не было больно» и от «многого брать немножко».

    Плакун-трава известна с древнейших времен. С помощью нее изготавливали жезлы авгуров, жреческой касты древних римлян и гадателей. По преданию, плакун-трава появилась, когда распяли Христа. Богородица при этом так горько плакала, что из ее слез проросла волшебная трава, из корней которой впоследствии стали делать нательные кресты – обереги от нечистой силы.

    Научное название плакун-травы – дербенник иволистный (Lythrum salicaria) (фото). Это название растение получило за то, что при повышенной влажности воздуха и почвы на его листьях образуются капельки воды. На листьях дербенника есть большие водяные устьица – гидатоды (от греч. hydatos – «вода», hodos – «дорога»), которые выделяют избыток воды при повышенной влажности (гуттация).

    В народе растение получило множество названий: кровавница, подбережник, твердяк, тройчак, верба-трава, дикие васильки. Дербенник иволистный на сегодняшний день применяется только в народной медицине, научной медициной он еще не изучен. Удивительно, что трава, которой приписывалась такая целебная сила, сегодня так мало применяется, возможно это связано с тем, что она считалась колдовской травой и свойства ее были окутаны тайной.

    9 июля по народному календарю отмечается день Тихвинской ягодницы или Давид Земляничник. В этот день начинали сбор лесной земляники. В народе говорили: «Земляника девок в лес позвала». Издавна землянике приписывали чудодейственные свойства, «где едят землянику и чернику – врачам делать нечего». С земляникой связано и такое поверье: если хотите занять денег, положите в карман траву земляники – отказа не будет.

    Подорожник применяли против порчи, наведенной на ноги.

Существует легенда, согласно которой целебные свойства репейничка обыкновенного были открыты древнегреческим царем Эупатором. Его применение описано еще в трудах Плиния и Диоскорида. В средневековой поэме «О культуре садов» Валафрида Страбона есть сведения о том, что репейничек избавляет от боли в животе.

    Рябина с давних пор была героиней в легендах, сказаниях и сказках. Наши предки считали рябину обыкновенную лекарственным растением, оберегающим от ведьм, и сажали ее поближе к жилищу. Для защиты новобрачных от ведьм и колдунов ее плоды прятали в карманах их одежды, а листья стелили в обувь. Больных клали под куст рябины и просили у духа дерева исцеления.

    Зверобой повсеместно считался оберегом, отгоняющим злых духов, болезни и диких зверей, защищающим от пожаров и молний. Одно из многочисленных названий растения – иванова трава. Собирали зверобой в день летнего солнцестояния в Иванов день, ранним утром, натощак, пока не высохла роса. Собирали молодые девушки, мечтающие в этом году выйти замуж, а собранную траву клали на ночь под подушку, для того, чтобы увидеть во сне суженого. Считалось, что если бездетная женщина выйдет обнаженной в сад и сорвет цветок зверобоя, она родит еще до следующего Иванова дня.

    В соломенные матрацы для детей добавляли богородскую траву для сладких снов и зверобой, чтобы запах этого растения ограждал ребенка от испуга во сне. Парни и девушки гадали на стеблях зверобоя. Скручивали зверобой в руках и смотрели, какой сок появился: если красный, значит, любит, если бесцветный – не любит.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *