Экологи и правозащитники зовут в союзники ученых..

Как увязаны между собой качество воздуха в промышленных центрах России и “позеленевшая” вдруг отчетность? Кто и почему повышает предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных выбросов и чем обернутся такие послабления грязному бизнесу? Где могут и должны объединить свои усилия экологи-активисты и ученые, профессионалы в сфере санитарно-гигиенического нормирования, охраны здоровья и защиты окружающей среды?

Предметное обсуждение этих и связанных с ними вопросов состоялось в Совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Перед собравшимися был поставлен общий вопрос: чем объяснить повышение допустимой концентрации загрязняющих, в том числе канцерогенных веществ в атмосферном воздухе? Человек изменился или методы исследований? Оценки риска стали иными или дело в чем-то другом?

Внимание к этой теме, беспокойство экологов и привлеченных ими экспертов вызвано тем, что на фоне общего роста заболеваемости, в том числе онкологии и заболеваний дыхательных путей, регулирующий орган не снижает значения ПДК для канцерогенных веществ в атмосферном воздухе, а по некоторым позициям их, наоборот, повысил. Например, по винилхлориду и формальдегидам.

Ситуация с винилхлоридом наиболее показательна. В 2018 году в действующие гигиенические нормативы добавлено 14 веществ, среди которых оказался и винилхлорид (хлорэтен). Значение среднесуточной ПДК по нему было увеличено в 30 раз!

– И это для вещества, которое является сильным ядом, влияет даже на эмбриональном уровне, может провоцировать уродства, – акцентировал директор по программам российского отделения Гринпис Иван Блоков. Как эксперту Постоянной комиссии по экологическим правам ему было предложено сделать вводное сообщение и обозначить самые острые моменты.

«В список российских городов с повышенным уровнем загрязнения воздуха входит 51 населенный пункт с общим населением 19 миллионов человек»

Позицию Роспотребнадзора как регулирующего ведомства представили Анна Мишина, заместитель начальника управления научного обеспечения и международной деятельности, и Павел Шур, ученый секретарь подведомственного Центра медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения.

Резюме того, что ими было сказано, включая ответы на уточняющие вопросы, можно свести к трем заявлениям общего характера. Первое: подходы к санитарно-гигиеническому нормированию в России и в других странах разные, поэтому “цифры и проценты нельзя сравнивать напрямую”. Второе: ни одна страна в мире “не регулирует в вакууме”, нужно принимать в расчет “технологическую достижимость” и “учитывать интересы производителей”. Третье: если “правильно сопоставить”, то и наши, и европейские ПДК “обеспечивают необходимый уровень безопасности”.

P.S.

Отдел образования и науки “Российской газеты” уже направил в адрес президента РАН академика Александра Сергеева предложение сформировать рабочую группу и в рамках экспертной работы, которая отнесена теперь к исключительной компетенции Академии наук, провести анализ того, насколько обоснованы с научных позиций изменения ПДК? И насколько правомерны в подобных случаях ссылки на “мировой опыт” и примеры отдельных стран, где ПДК, якобы, не такие строгие, как в России?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарий: 

В   г. Уфа  неблагоприятные районы для проживания  территориально в северной части города, наиболее приближенной к промзоне нефтеперерабатывающих предприятий, Демский район является наиболее благоприятным для проживания.

На территории РБ наиболее благоприятными, то есть наименее загрязенными) являются следующие районы:

Чишминский, Миякинский, Мишкинский, Татышлинский, Караидельский, Хайбуллинский, Гафурийский, Салаватский, Кигинский.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *