Археологические раскопки показывают….

Я смело могу сказать, что если бы все врачи и лекари тщательно и прилежно повторными опытами испытали силу и действие растений, в своем отечестве прозябающих, то едва ли бы они имели нужду в выписывании новых, из чужих стран вывозимых, дорогих, но иногда вовсе бездейственных лекарственных веществ».

профессор Петербургской акушерской школы Н.М. Амбодик-Максимович

Археологические раскопки показывают, что древние предки славянских народов − скифы, жившие еще до нашей эры, уже умели выращивать лекарственные травы, но до нас не дошли лечебники, которыми пользовались в древние времена. О народной медицине на Древней Руси мало что известно. Сохранились только «Гигиенические статьи», из книги «Изборник Святослава» (1073 г.) и статья под названием «Строгановы лечители царя Ивана IV». «Изборник Святослава», был переведен с греческого языка для болгарского царя Симеона, а в 1073 г. переписан на Руси для черниговского князя Святослава. В книге упоминаются «полынное зелие», употребляемое при лихорадках, белена, болиголов, о котором сказано: «никтоже ум имый, не зобле» (не ест).

В «Физиологе» и «Шестодневе» Иоанна, экзарха Болгарского, переведенных на русский язык в конце XI века, кроме богословия дается краткое изложение анатомии человека и сведения о ядовитых растениях. Самым ранним медицинским сочинением периода объединения Руси считается статья в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря «Галиново на Иппократа», которая представляет собой сокращенный перевод сочинения Галена «О природе человека».

После крещения Руси (988 г.) появляются монастыри и церкви. В XI веке в Киевской Руси при монастырях создаются сады и «шпитали» (госпитали). В летописях упоминаются Ефрем Переяславский, открывший в XII веке лечебницу в Переславле, Григорий Премудрый, Ипат Целебник и др.

При Киевском дворе служили врачи из Византии, Грузии, Сирии, Армении. Во времена правления Владимира Мономаха в Киев был приглашен греческий врач Иоанн Смер (1053–1125). В эти годы внучкой Владимира Мономаха – Евпраксией Мстиславовной, прозываемой в народе «Добродея», написано медицинское сочинение «Аллима» (Мази). В книге были такие главы как: «О болезнях рта», «На паршивость головы», «О болезнях желудка», «О болезнях сердца». В качестве ранозаживляющего средства она рекомендовала печеный лук.

В историю вошли «лечцы» – монахи Демьян Целебник и Агапит – «врач безмездный», лечивший в Киеве в XII веке. Агапит вылечил киевского князя Владимира. Все «лечцы» лечили травами и приготовленными из них снадобьями собственного изготовления. На Руси начинают выращивать новые растения, собранные монахами во время путешествий по Святым местам.

В XV-XVII веках в России переводятся описания лекарственных растений с греческого, латинского и европейских языков. В 1588 г. по приказу царя Федора Иоанновича был составлен «Травник тамошних и здешних зелий». Появилось множество вертоградов, лечебников и травников, с рисунками и подробными описаниями лекарственных растений и мест их произрастания. Травам приписывалась чудодейственная сила, поэтому в травниках помимо рецептов лечения заболеваний, дается множество советов для снятия порчи, рецепты приворотных зелий и т. д.

В XVII–XVIII веках на Руси популярным был сборник «Прохладный вертоград», переведенный на русский язык подьячим Андреем Микифоровым. Слово «вертоград» обозначает «сад». В лечебнике описываются целебные снадобья: «о хлебе ржаном», «о заморских и русских зельях», «о водах из трав перепущенных» и др.

В Москве в «зелейных лавках» продавались травы, масла, мази, драгоценные камни, сушеные жабы, кроты, лосиные рога, копыта, змеиный яд и др. Аптекари не только продавали зелья, но и давали советы по лечению.

Российские императоры понимали значимость обучения ботаническим знаниям подвластных им народов. В Петербурге и Москве создаются Аптекарские огороды, а затем на их основе и ботанические сады. Первый Аптекарский огород создан по распоряжению Ивана Грозного на территории Кремля; при царе Алексее Михайловиче был создан Аптекарский огород в селе Измайловском. Кроме трав сады были засажены яблонями, вишнями, барбарисом, малиной, плоды которых тоже использовались лекарями. В «верховых садах» (висячих садах, разбитых на крышах Кремля) выращивали руту душистую,

шалфей лекарственный,

мяту и другие ароматические растения.

По приказу Петра I Аптекарские огороды были созданы при военных госпиталях, царь просил, чтобы дорожки обсаживались ромашкой и мятой, «кои пахнут». В 1706 году при Московском госпитале создан Аптекарский огород, снабжавший сырьем госпиталь, на базе которого в дальнейшем был создан ботанический сад Московского университета.

В Западной Сибири ботанические сады украшали Тюмень и Тобольск. Они служили для оздоровительных и просветительных целей жителей и помогали больным и раненым. В Тюмени ботанический сад существовал до второй половины XIX века. Историк И.Я. Словцов рассказывал, что это «был образцовый аптекарский сад, который снабжал травами не только Сибирь, но и восточную часть России».

В середине XVII века в России по указу царя Алексея Михайловича был создан Аптекарский приказ, который подбирал травников – «помяс» и обязывал воевод содержать на службе «знатцев» трав. Нижегородский помяс Омелька Мухановский в 1663 г. был назначен в Аптекарском приказе лекарем и травником. Заготовители направлялись для закупок сырья в отдаленные области и даже за границу. Так, например, лекарь Андрюшка Федотов занимался закупками «хины и дерева сассафрасу и коры святого дерева». Была введена «ягодная повинность». В Воронеже и Саратове заготавливали «солодковое коренье вешне и осенне», в Ярославле ягоды можжевельника, в Коломне – чемерицу,

в Казани – почечуйную траву (горец почечуйный), в Рязани – «кошкину траву» – валериану  и т.д.

Огромное влияние на развитие науки о лекарственных растениях и изучение отечественной флоры оказала основанная в 1725 г. Академия наук, ученые изучали растительные и минеральные ресурсы Российского государства. Проведены многочисленные экспедиции по обследованию отечественных сырьевых ресурсов, как европейской части России, так и Урала, Сибири, Дальнего Востока. В первом ее печатном органе – «Комментариях» – в 1732 г. впервые появилась статья о лекарственных растениях. В дальнейшем такие статьи печатались в «Сельском жителе», «Экономическом магазине», «Трудах Вольного экономического общества» и в других русских журналах. Напечатано более 700 статей с описанием лекарственных растений, применяемых в народной медицине. Организованные Академией наук географические, ботанические и натуралистические экспедиции С.П. Крашенинникова, П.С. Палласа и других ученых изучали лекарственные растения Сибири, Урала и других районов страны.

В русской народной медицине с давних пор выработаны показания к применению лекарственных растений: например, полынь – от лихорадки, березовый сок – для лечения гнойных ран, деготь – как дезинфицирующее средство, брусника и морошка – при цинге и т.д.

Медико-хирургическая академия, открытая в 1798 году в Петербурге стала центром по изучению лекарственных растений. Отечественные ученые и медики Ф.И. Иноземцев, С.П. Боткин, И.П. Павлов, Н.П. Кравков, Г.А. Захарьин и другие изучали средства народной медицины в клиниках, лучшие образцы внедряли в научную медицину, разрабатывали лечебные препараты из лекарственных растений (особенно сосудорасширяющего, кардиотропного и успокоительного действия). Например, широко применявшийся в народной медицине горицвет весенний, введен в медицинскую практику С.П. Боткиным.

В 1745 году С.П. Крашенинников в своей книге «Описание земли Камчатки», в главе «О произрастающих, особливо которые до содержания тамошних народов касаются» описал 34 вида растений, применявшихся в быту местного населения, собрал семена местных растений.

В XVIII-XIX веках огромный вклад в изучение растений внесли русские ученые М.В. Ломоносов, М.В. Комов, П.С.Паллас, И.Г. Кельрейтер, И.Н. Горожанкин и др. М.В. Ломоносов, опубликовал статью «О домашних средствах, простым народом в болезнях употребляемых» и другие работы на подобные темы. Известным исследователем отечественных лекарственных растений был ученик М.В. Ломоносова академик И.И. Лепехин (1740-1802).

Большой вклад в развитие лекарственного растениеводства внес так же основоположник русской агрономической науки А.Т. Болотов (1738-1833).

Большая заслуга в развитии медицины принадлежит профессору Петербургской акушерской школы Н.М. Амбодику-Максимовичу. Он – автор медицинских словарей, «Врачебного веществословия» (1783-1788). В заключение своего «Веществословия» он писал: «Я смело могу сказать, что если бы все врачи и лекари тщательно и прилежно повторными опытами испытали силу и действие растений, в своем отечестве прозябающих, то едва ли бы они имели нужду в выписывании новых, из чужих стран вывозимых, дорогих, но иногда вовсе бездейственных лекарственных веществ». Эти слова не потеряли своего значения и в наши дни.

В 1817 г. в Петербурге был издан труд И. Кашинского под названием «Русский лечебный травник, содержащий описание отечественных врачебных растений, качествами своими заменяющих иноземные и употребляемых для лечения внутренних и наружных болезней».

Издана книга профессора Петербургского университета Н.П. Щеглова «Хозяйственная ботаника, заключавшая в себе описание и изображения полезных и вредных для человека растений» (1828), сочинение профессора Московского университета И. А. Двигубского в четырех частях «Изображения растений, преимущественно российских, употребляемых в лекарствах и таких, которые наружным видом с ними сходны, но лекарственной силы не имеют» (1828-1834).

В 1850 году была издана первая Русская фармакопея, которую составил профессор Ю.К. Трапп. К середине XIX века в России появились первые учебники по фармакогнозии, вначале переводные, затем под авторством профессора Московского университета В.А. Тихомирова.

Но научные достижения в фармакогнозии не использовались в должной мере, так как не было научно-исследовательских центров и крупных производственных баз по заготовке и выращиванию лекарственных растений. Известно, что в Воронежской области выращивали ограниченное количество эфиромасличных растений – анис, тмин и мяту.

В XIX веке заготовка лекарственного сырья перешла в частные руки, главным образом владельцев крупных аптекарских фирм. Многие виды лекарственных растений, которые можно было бы заготовить на родине, закупались в Германии. Небольшое количество лекарственного сырья, заготавливаемого в России вывозилась за границу, так как отечественная фармацевтическая промышленность была неразвита. Лекарственная флора страны для нужд здравоохранения практически не использовалась из-за отсутствия объединяющих научно-исследовательских центров.

В конце XIX – начале ХХ века в связи с успехами в области синтеза химических препаратов применение растительных препаратов значительно сократилось.

В первую мировую войну обнаружилась полная зависимость нашего государства от Германии в деле поставок лекарственных препаратов. Начался лекарственный кризис. В связи с этим российскими ботаниками были проведены исследования по выявлению ресурсов отечественных растений.

После революции в 1919 году, при Высшем совете народного хозяйства было создано Главное управление государственными химико-фармацевтическими заводами, в задачу которого входило регулирование сбора, выращивания и переработки лекарственного растительного сырья.

B декабре 1921 г. был издан декрет Совнаркома «О сборе и культуре лекарственных растений». В мае 1925 г. состоялось первое Всесоюзное совещание по лекарственным растениям. В 1930 г. в разных географических зонах страны были созданы специализированные опытные станции, а при медицинских институтах – лекарственные огороды.

Большую роль в развитии отечественной базы лекарственного растительного сырья и создание фитопрепаратов сыграли научно-исследовательские институты. В 1931 г. был создан Всесоюзный институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР), преобразованный в 1969 году во Всесоюзный институт лекарственных растений (ВИЛР). Он стал ведущим научно-исследовательским институтом в области лекарственного растениеводства, изучения сырьевых ресурсов дикорастущих растений, поисков и создания новых лекарственных препаратов. При институте был создан Ботанический сад лекарственных растений, экспериментальный завод и сельскохозяйственные базы. Основные направления института – поиск новых лекарственных растений, их изучение, введение в культуру перспективных дикорастущих растений, совершенствование агротехники и механизация трудоемких процессов возделывания. Если еще перед Великой Отечественной войной только 7% сырья получали на плантациях, а остальные 93% заготавливали из дикорастущих растений, то к 1990 году половина сырья заготавливалась из культивируемых растений. ВИЛР имеет зональные опытные станции (ЗОС) по выращиванию лекарственных растений, расположенные в разных климатических зонах.

В это же время большие плантации лекарственных растений были созданы и во Всесоюзном институте растениеводства (ВИР), основанном академиком Н.И.Вавиловым.

Всесоюзный научно-исследовательский институт фармации (ВНИИФ) проводит большую работу по изучению способов рационального изготовления лекарственных форм и галеновых препаратов.

Большую работу по изучению дикорастущей флоры СССР в 50-80-е годы проводил Всесоюзный научно-исследовательский химико-фармацевтический институт им. С. Орджоникидзе (ВНИХФИ), Харьковский и Тбилисский научно-исследовательские химико-фармацевтические институты (НИХФИ), Ботанический институт АН СССР (БИН) и его филиалы, Институт химии растительных веществ АН Узбекистана. Кроме специализированных научно-исследовательских учреждений, фитотерапевтические исследования проводились фармакологическими кафедрами многих медицинских вузов страны, в т.ч. и Башкирского Государственного медицинского университета.

Важную роль сыграли лекарственные растения во время Великой Отечественной войны. К середине 1942 года, после оккупации европейской части страны, на которой в основном велись заготовки лекарственного сырья, фронт и население тыла остро нуждались в лекарственных препаратах. После организации заготовки трав на Урале, восточных районах страны, в Средней Азии и Закавказье количество заготавливаемого сырья возросла с 25 наименований в 1941 г. до 105 видов в 1945 г. В годы войны в ряде научных центров Сибири были созданы комитеты ученых, куда входили ботаники, химики, врачи, они изучали ресурсы и химический состав местных растений и возможности его использования в госпиталях.

Всего в военные годы было введено в медицинскую практику около 50 лекарственных растений, большинство из которых относилось к «забытым» научной медициной, но активно использовавшихся в народной. В качестве антисептиков для лечения гнойных ран и язв были использованы препараты лука, чеснока, календулы, арчовое масло, бальзам из пихты, зверобойное масло. В качестве перевязочного материала использовали торфяной мох сфагнум, обезжиренный тополевый пух. В 1941 г. в госпиталях стали применять лимонник китайский, помогающий быстрее восстанавливать силы раненых и для повышения остроты зрения у летчиков. Для лечения желудочных заболеваний, были предложены соплодия ольхи черной, корни кровохлебки лекарственной бадана толстолистного, трава льнянки обыкновенной, володушки многожильчатой (Bupleurum multinerve) и золотистой (B. aureum).

Тысячи людей во время блокады от голодной смерти спасла книга «Главнейшие дикорастущие пищевые растения Ленинградской области», с рисунками и рецептами приготовления блюд из растущих в парках и окраинах города растений, написанная в блокадном Ленинграде сотрудниками ботанического сада–института АН СССР имени академика В.Л. Комарова.

Наши бабушки и дедушки, родители тоже знают о голоде не понаслышке. В лихие годы пищевые и лекарственные дикорастущие растения Башкирии спасли множество народу от голодной смерти.

Лекарственные и пищевые растения, растущие на наших лесах и лугах широко применялись народом не только в голодные годы. Существовали народные традиции: весной обязательно варили суп с борщевиком: «балдырган», ели свербигу – «какы», дикие луки – «юа», черемшу и много других трав. На зиму заготавливали травы в сушеном и засоленном виде, делали пастилу «кагыт», заготавливали калину, собирая ягоды с ветками в «букен», сушили черемуху, черемуховую муку добавляли в творог, масло. Таким образом, наш народ получал свои БАДы – биологически активные добавки к пище. Все, что росло на лугах и в лесах применялось для пищи, лечения и профилактики.

К сожалению, мы все меньше и меньше едим наши родные травы и ягоды. А ведь многие из них обладают успокоительным, противоопухолевым, противопростудными и многими другими свойствами, содержат так необходимые нам витамины и микроэлементы.

Сделайте себе «Аптекарскую грядку», где можно посадить свербигу, первоцвет, медуницу, валериану, володушку, синюху, иссоп и другие травы. В живую изгородь можно посадить витаминные и лекарственные кустарники: калину, шиповник, черемуху, рябину, боярышник и многие другие. Вам не придется бежать в лес, если захотите заварить успокоительный чаек, или добавить в свой салат витаминчиков. К тому же, такую клумбу можно сделать очень красивой и она может стать настоящим украшением вашего сада и вашей гордостью.

В современной медицине лекарственные растения не только не утратили свое значение, но и привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Из более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40% вырабатывается из лекарственных растений и с каждым годом число их увеличивается. Разрабатывается и продается множество БАДов.

В настоящее время можно было бы перечислить большой ряд растений, вошедших в официнальную медицину. Однако еще больше растительных народных средств осталось неиспытанными. Применение растительных средств в народной медицине освящено многовековым народным опытом, и овладение этим опытом могло бы быть весьма полезным. Однако народные лечебные средства обычно сосредотачивались в руках знахарей, которые, оберегая свое знахарское ремесло, хранили их в тайне. Поэтому и в прежнее время и теперь изучение народных лечебных средств, представляет определенные трудности, сохранившиеся сведения случайные и не всегда точные. В старинных травниках в древних рецептах можно прочитать такие страшные составляющие зелий: «Кровавые пальцы», «Ухо иудея», «Корона для короля»… Остается только гадать, что означают эти названия. И дело вовсе не в кровожадности древних знахарей, а в том, что времена были смутные. Каждый знахарь хотел сохранить в тайне свои знания и, записывая рецепты, пытался скрыть за этими жуткими названиями обычные растения. И как же не запутаться в этих зашифрованных названиях, выяснить, что именно использовали древние знахари и маги в своих зельях?

До того как ученые-ботаники стали изучать растения, классифицировать их и давать им научные названия, в каждой местности знахари и травники по-своему называли растения. Иногда один и тот же цветок могли называть по-разному, а иногда и, наоборот, одним названием называли совершенно разные растения. Поэтому в изучении народной медицины работы хватит не только ботаникам, но и историкам, филологам. И чтобы разобраться в составляющих этих зелий, символов, названий, нужно изучать мифы, сказки, разбирать старинные рецепты.

Ресурсы нашей флоры нашей необъятной страны еще требуют изучения. Поисковые экспедиции и по сей день находят неизвестные науке лекарственные растения, а в лабораториях обнаруживают все новые и новые биологически активные вещества у давно используемых видов.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *